Задача школы состоит в том, чтобы, как бы парадоксально это ни звучало, научить учиться. Для этого педагоги используют различные приёмы, формирующие навыки сотрудничества, а также обеспечивающие социализацию подрастающего поколения. Одной из форм учебно-познавательной деятельности является математический КВН — мероприятие, посвящённое царице наук.
Содержание
Цели и задачи мероприятия
Системой образования предусмотрено не только проведение стандартных учебных занятий, но и ежегодная организация тематических недель, во время которых детям предоставляется возможность в игровой и занимательной форме показать уровень своих достижений в изучении того или иного предмета. Математический КВН проводится в следующих целях:
- развить внимание и логику обучающихся;
- отработать владение терминологией;
- повысить интерес школьников к науке;
- сплотить коллектив;
- расширить кругозор учащихся.
Задачи мероприятия формулируются в соответствии с возрастом учащихся. Для учеников начального звена можно определить такие:
- отработать навык устного счёта;
- научить апеллировать римскими и арабскими цифрами;
- развить умение чётко и последовательно излагать свои мысли;
- сформировать способность находить решение задач по образцу;
- научить разгадывать ребусы и загадки.
Для учеников 5–9 классов задачи носят более прикладной характер:
- научить применять математические знания в повседневной жизни;
- развить интерес к углублённому изучению предмета;
- обучить аргументированной защите своей точки зрения.
Старшеклассники с помощью математического КВН развивают навык критического осмысления заданий и учатся творческому подходу к переработке и представлению информации.
Древнегреческий философ и учёный Аристотель говорил: «Мы с наслаждением познаём математику. Она восхищает нас как цветок лотоса».
Предварительная работа с командами
Начальные классы
В 3–4 классах весь подготовительный этап сводится к подготовке девиза, названия и формы для команды. Учитель самостоятельно назначает участников и отрабатывает с ними речёвки. Названия и слоганы для младших школьников могут быть такими:
- «Дважды два», речёвка: «Мы команда хоть куда! Нас удача ждёт всегда!»;
- «Пятёрочки», речёвка: «Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать, надо твёрдо на «5» математику знать!»;
- «Звёздочки», речёвка: «Звёзды на небе, а мы — на земле! Да здравствует дружба всегда и везде!».
Форма одежды может быть стандартной (школьной), а вот аксессуары лучше подобрать тематические. Например, заранее подготовить шейные платки с изображением формул, галстуки с цифрами, бумажные шапочки с задачами и изображением графиков.
Среднее и старшее звено
В 5–11 классах подготовку со школьниками можно разделить на несколько шагов:
- определение команд-участниц и количество учеников в каждой;
- выбор темы (обычно организаторы стараются сделать её обширной, чтобы у детей было больше возможностей проявить свои знания — например, «В гостях у Всезнайки»);
- обсуждение выступлений, которые необходимо заранее подготовить.
Ученикам предстоит самим подобрать название команды и выучить девиз, назначить капитана и определиться с одеждой, в которой они будут выступать, а также отрепетировать заранее некоторые конкурсы («Приветствие», «Домашнее задание», «Биатлон»). Учитель может помогать ребятам, если им не хватает самостоятельности и креативности.
Важная задача обучающихся – правильный выбор образа команды. Это может быть группа, выступающая в духе стендапа, или несуразные ребята, постоянно попадающие в смешные ситуации (как в известной команде «Триод и Диод»). Шутки лучше выбирать речевые, нежели игровые. Например:
- Беда математики в том, что красивая гипотеза полностью разрушается неприятным фактом.
- Разделение задач на линейные и нелинейные похоже на разделение Вселенной на бананы и не бананы.
- Номер, который вы набрали, мнимый. Пожалуйста, поверните телефон на 90 градусов и повторите попытку снова.
Самой удобной для школьников формой выбора шуток и сценок является мозговой штурм. Суть приёма следующая: ребята собираются и набрасывают идеи (1–2 предложения). Затем по очереди читают их и пробуют доработать каждую, пока не получится отобрать лучшее и самое смешное.
Организация математического КВН в школе
Подготовка помещения
Обычно математический КВН проводится в актовом зале с приглашёнными зрителями, поэтому нужно заранее продумать детали, связанные с оформлением. Помещение украшается плакатами, стенгазетами и коллажами, соответствующими выбранной теме мероприятия, на фоне которых будут выступать участники.
Обязательно нужно подготовить технические средства, которые потребуются для воспроизведения музыки и видеоряда, и весь необходимый реквизит. Если задания подразумевают выполнение вычислений, то следует продумать наличие доски в актовом зале.
Конкурсная программа
Для детей
Структура проведения мероприятия, посвящённого царице наук, в начальном звене и младших классах средней школы, как правило, носит игровую форму. Дети представляют свои команды (озвучивают название и девиз), а затем выполняют задания, подготовленные учителем. Обычно это:
- ребусы;
- загадки;
- задачи на смекалку;
- подготовленное выступление к конкурсу «Домашнее задание» (например, детям было заранее предложено подобрать пословицы и поговорки, в которых есть цифры).
Файл: Примеры заданий для учащихся младшего звена
Задания для математического КВН в начальных классах
Для подростков
В 7–8 классах и старшем звене ход мероприятия ничем не отличается от игры телевизионной «Высшей Лиги»: КВН состоит из 3 конкурсов, 2 из которых («Приветствие» и «Домашнее задание») готовятся командами заранее, а один проводится полуэкспромтом. Регламент следующий: «Приветствие» — 5 минут, «Разминка» или «Биатлон» — до 10 минут, «Домашнее задание» — 7–10 минут.
Взрослые школьники получают баллы за шуточное осмысление темы, а не за решение задач и примеров. Но в «Разминку» или конкурс капитанов (если он проводится) можно включить задания от ведущего. Например:
- «На две партии разбившись, забавлялись макаки. Часть восьмая их в квадрате в джунглях весело резвилась. Криком бодрым там двенадцать воздух лёгкий оглашали. Вместе сколько же, скажите, обезьянок в джунглях этих?» – такое задание выполняется решением уравнения – (1х/8)2 + 12 = х, х2/ 64 — х + 12 = 0, х2 – 64 х + 768 = 0, Д = 256, х1= 16, х2 = 48 (ответ: обезьян могло быть 16 или 48);
- «Летела стая уток, навстречу им один селезень. Он говорит: «Здравствуйте, сто уток!». А вожак исправляет: «Нас не сто уток. Вот если бы нас было столько, сколько здесь, да ещё половина от этого, да ещё треть, да ещё ты, селезень, был бы с нами, вот тогда бы нас было ровно 100. Сколько уток было в небе?» – эта головоломка тоже решается уравнением – (х + х/2 + х/3 + 1 = 100, (6х + 3х + 2х )/ 6 = 99, 11х = 594, х = 54 (ответ: 54 утки).
- Командам нужно построить графики функций линейных, но сделать это всем вместе. Первый ученик строит таблицу для значений, второй школьник задаёт эти значения х, третий старшеклассник производит вычисления у, четвёртый обучающийся строит систему координат, пятый ученик расставляет точки по координатам в таблице, а шестой школьник занимается построением графика.
- Обучающимся нужно определить на глаз длину карандаша, площадь тетрадной страницы, объём спички, диаметр 10-рублёвой монеты, длину парты и так далее.
- Школьникам даётся задание — записать слова и не сделать ошибку в них: биссектриса, параллелепипед, дециметр, абсцисса, ордината, координата.
Советы по разработке сценария
Сценарий мероприятия готовит опытный в плане написания таковых учитель, либо вожатый, социальный педагог или просто молодой специалист, неравнодушный к такого рода творчеству. Можно составить его в виде современной обработки исторического материала: например, ведущий предстаёт в роли Архимеда, а остальные участники — его учеников (одежда при этом должна быть соответствующей). Ещё один вариант: команда двоечников удивительным образом попала в страну математики, и для того чтобы выбраться, им нужно решить какие-то конкретные задачи. Более сложный путь, но при этом смешной уже по самой ситуации — пародия на учителей-гуманитариев, оказавшихся в роли своих коллег-математиков, которым нужно провести несколько уроков в обычном классе. В этом случае можно разыграть ситуации общения горе-математиков между собой и с воображаемыми учениками.
Подготовкой сценария могут заниматься старшеклассники, но конечный вариант всё равно должен быть утверждён педагогическим работником, чтобы не возникло неприятных сюрпризов, таких как грубость в выступлениях, нецензурные выражения и так далее.
Математический КВН – интересное мероприятие, на котором ребята не только применяют полученные знания, но и раскрывают творческий потенциал. Если КВН организуется регулярно, то имеет смысл создать школьную лигу. Это отличный способ провести время весело и с пользой!