Show

Как использовать проективную рисуночную методику “Три дерева” в работе с дошкольниками и младшими школьниками?

Дата: 25 июля 2016 Автор: Рубрика: Школа 0

Рисующая девочка

Изучение взаимодействий с близкими имеет неоценимое значение. Педагогу важно знать, какие отношения у ребёнка с родными, чтобы помочь справиться с возможными проблемами в них или предотвратить появление таковых. Для диагностики, как правило, используется проективная рисуночная методика «Три дерева».

Характеристика проективной методики

Тест «Три дерева» был разработан швейцарским психологом Р. Корбозом в ХХ веке. Идея родилась из наблюдений за детьми в детском саду, готовившими рисунки ко Дню матери: малыши изображали в основном три дерева как символ триады «мама-папа-ребёнок». Позднее немецкий психотерапевт Эдда Клессманн адаптировала методику, внеся изменения в процедуру проведения.

Любой рисуночный тест предполагает изображение явлений, предметов, животных или растений с опорой на образы людей (близких и не очень, приятных и неприятных для личности тестируемого). В тесте «Три дерева» фрау Клессманн предложила идти от обратного: сначала рисовать деревья, а уже затем ассоциировать их с людьми. Это было сделано для того, чтобы не ставить малыша в ситуацию заведомого приукрашивания образа близкого человека. Например, изображая маму или папу, ребёнок интуитивно стремится сделать это как можно лучше, то есть рисунок получается лояльным, что не несёт пользы экспериментатору для установления объективной картины отношений.

Целями теста, кроме анализа отношений внутри семьи, является:

  • выявление скрытых конфликтов личности;
  • распознавание особенностей взаимоотношений испытуемого с окружающими.

Тестирование можно проводить один на один с детьми 6–8 лет, но не возбраняется и организация диагностики дошкольника, если ребёнок уже умеет рисовать.

Процедура проведения теста «Три дерева»

Цветные карандаши

Рисовать и делать подписи ребёнку полагается только цветными карандашами, выбор того или иного цвета важен для анализа

Начинается тест с беседы на тему семьи. Малышу задаются вопросы, которые подсознательно настраивают его на мысли о родных. Взрослый намеренно не прерывает ребёнка в разговоре, не исправляет, если тот называет дальних родственников, а о близких забывает. Это поможет понять, насколько близок тестируемый с членами семьи. Подходящие темы для обсуждения:

  • Сколько у вас в семье человек? Хорошие ли у вас отношения?
  • Как реагируют родные, когда у тебя случаются неприятности?
  • С кем ты больше дружишь и почему?
  • Любишь ли ты свой дом?
  • Есть ли у тебя комната? Что ты любишь делать в ней?

Далее перед ребёнком кладётся лист А4, повёрнутый горизонтально, и предлагается в цвете нарисовать 3 дерева. Для этого испытуемый получает 10 карандашей — красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный, коричневый, серый, белый. Малыша в процессе создания изображения нужно подбадривать, а в конце работы над заданием обязательно похвалить.

Простой карандаш нельзя использовать для замены серого.

После того как рисунок будет готов, экспериментатор должен попросить ребёнка дать названия деревьям. Если тест проходит дошкольник, то взрослый просит у него разрешение подписать и уточняет, каким цветом лучше сделать это. Когда возраст и умение позволяют, ребёнок добавляет надписи сам. Затем организатор задаёт малышу следующие вопросы (ответы на них также должны фиксироваться на рисунке):

  • Какое дерево на картинке получилось самым большим?
  • А какое самым маленьким?
  • Как ты считаешь, какое дерево самое молодое?
  • А какое самое старое?
  • Покажи самое красивое деревце.
  • Какое изображение тебе нравится больше всего?

Важно помнить, что вопросы должны быть заданы именно в таком порядке – от простого к сложному.

Женщина и девочка рисуют

Подписывать деревья и фиксировать ответы на вопросы на рисунке может как сам испытуемый, так и организатор

После этого экспериментатору следует предложить малышу почувствовать себя садовником и ответить на вопрос: что можно сделать для каждого дерева, чтобы ему было хорошо? При этом взрослому полагается пояснить, чтобы облегчить ребёнку понимание, что какие-то растения нужно подрезать, какие-то поливать чаще, а некоторые вообще можно не трогать — им и так хорошо. Это поможет установить, какие моменты отношений не устраивают ребёнка.

Завершающим этапом проведения теста является просьба взрослого соотнести деревья с членами семьи. Заканчивается работа над этим заданием выполнением соответствующих подписей понравившимся ребёнку цветом.

Обработка и интерпретация результатов школьников

Французский поэт XIX века Шарль Бодлер писал: «…человек проводит линии на рисунке согласно картине, запечатлённой в его сознании, а не согласно натуре».

Обработка теста строится не только на основании получившегося рисунка, но и наблюдений за испытуемым в ходе тестирования. Поэтому анализировать готовое изображение должен опытный психолог, который сможет связать воедино ответы ребёнка при беседе, его реакции и результаты толкования изображения.

Анализ композиции

Расположение малыша между родителями говорит о том, что в семье, возможно, есть культ ребёнка, а взрослые общаются друг с другом мало, в основном лишь через малыша. Обычно так изображают себя избалованные дети. В подобных рисунках зачастую деревья, обозначающие авторов, ещё и самые высокие. По этому же параметру можно определить, кто для тестируемого является авторитетом — тот, чьё растение больше и выше и находится посередине.

То, насколько вплотную деревья стоят друг к другу — показатель близости между членами семьи. Если растение, символизирующее ребёнка, стоит ближе к объекту, обозначающему собой мать или отца, это говорит о том, с кем из родителей ему более комфортно. О прочности и стабильности семейных отношений можно судить, если испытуемый нарисовал деревья, объединённые одним грунтом.

Нарисованные деревья

Самыми красивыми дети рисуют те деревья, которые символизируют особенно важных для них людей

Если испытуемый нарисовал не три, а больше деревьев, то дополнительные объекты символизируют отношения с другими значимыми для ребёнка людьми (возможно, даже не членами семьи). Изъяны на растениях (кривые ветки, дупла) означают болезни, травмы. А вот плоды говорят о том, что ребёнок считает человека добрым, умным, малышу с ним интересно и весело. Если же тестируемый рисует, например, с яблоками или грушами дерево, символизирующее его самого, то это значит, что для него важно приносить пользу.

Искривлённый ствол может свидетельствовать о том, что испытуемый боится человека.

Бывает так, что «художник» зачёркивает дерево, которое нарисовал. Это говорит о том, что с этим членом семьи у него конфликт.

Трактовка цвета

Ребёнок в процессе рисования намеренно лишён простого карандаша, чтобы у него возникла необходимость сделать акцентным определённый цвет. При толковании гаммы нужно учитывать тот факт, что каждый цвет амбивалентен, то есть имеет и положительное, и отрицательное значение. Чтобы было проще разобраться, какое актуальнее, можно попросить ребёнка назвать, с чем может быть связан тот или иной оттенок («Какого цвета может быть печаль?», «А что значит жёлтый цвет?»). Рассмотрим основные характеристики различных тонов:

  • Красный цвет означает вдохновение и любовь. При неблагоприятных обстоятельствах этот оттенок может быть расценён как знак агрессии, ненависти.
  • Синий символизирует приверженность к порядку, дисциплине. Либо же очень импульсивный нрав, иррациональность в поступках, желание доминировать.
  • Жёлтые деревья говорят об открытости и активности,включённости во все семейные дела. В качестве противоположного значения можно выделить ревность, желание приврать. С особым вниманием следует отнестись к жёлтому цвету в рисунке ребёнка, у которого есть братья и сёстры. Вероятно, в семье существует деление на любимцев и «козлов отпущения».
  • Оранжевый может значить радость и энергию, но также и является символом внутренних противоречий.
  • Зелёный считается самым неоднозначным цветом. С одной стороны, этот тон говорит о незрелости, болезненности. Но в случае если ребёнок характеризует этот оттенок в положительном ключе, он, вероятно, свидетельствует об уверенности в себе, желании развиваться.
  • Выбор фиолетового карандаша может указывать на постоянно испытываемое чувство вины. Это цвет выдаёт тревогу, замкнутость. Также такой оттенок выбирают дети с неординарным мышлением, стремящиеся на всё смотреть под другим углом.
  • Коричневый тон – символ земли и плодородия; негативные толкования — грязь и гной.
  • Чёрный цвет, с одной стороны — признак достоинства, торжественности; с другой — траура и греха.
  • Белый показывает чистоту помыслов. При отрицательных характеристиках оттенка этот тон можно интерпретировать как желание убежать от внешнего мира.
  • Серый имеет негативную коннотацию: это цвет депрессии, тумана в мыслях.

Файл: Пример расшифровки рисунка

Расшифровка рисунка младшего школьника

Рисуночная методика «Три дерева» помогает определить, какой стиль отношений царит в семье, как себя чувствует ребёнок в окружении родных. Полученные результаты важны также и для анализа самооценки малыша. Однако говорить о тех или иных проблемах можно только тогда, когда результаты теста интерпретированы детским психологом. В остальных случаях методика «Три дерева» – это лишь ещё один повод объяснить взрослым, что их ребёнок нуждается во внимании и любви.

Метки:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Как использовать проективную рисуночную методику “Три дерева” в работе с дошкольниками и младшими школьниками?"

Внимание: все отзывы проходят модерацию.