План-конспект урока логопедии (2 класс)
Тема:”Дифференциация звуков [ч`], [щ`]. Буквы Ч, ч. Щ, щ.”
(Данная работа является коррекционной)
Цели:
а) образовательные:
– уточнить правильную артикуляцию звуков [ч], [щ] с опорой на зрительное и слуховое восприятие;
– закрепить произносительную и слуховую дифференциацию звуков [ч], [щ];
– предупредить речевые ошибки в письменных работах обучающихся;
б) коррекционно-развивающие:
– развивать концентрацию внимания, объём памяти, фонематический слух, фонематическое восприятие;
– расширять словарный запас;
Система упражнений для дифференциации звуков «ч» – «щ»
1. Артикуляционные (повторять за учителем несколько раз)
а) чи – щи, чё – щё, че – ще, ..
б) щу – щу – щу – щу, ..
в) ача – аща – ача – аша ..
г) проговаривание словосочетаний, фраз, рифмованных строк, скороговорок.
Чинила чайка чайник. Щенок щенку лизнул щеку. У черепахи четыре черепашонка.
2. Устные
Выделение звуков из слогов и слов. (Можно использовать сигнальные карточки)
3. Письменные
а) Запишите первую букву каждого слога: щи, ще, щу, чи, ча, че …
б) Запишите последнюю букву каждого слога: ащ, ач, уч, ущ, еч, ощ ,оч, ещ, …
в) Запишите только согласные: ача, аща, учу, ущу, , ечо, ещё, ищи, ечи, очо, уще, уче..
г) Запишите (прохлопайте, покажите) в два столбика:
щётка, челнок, щи, щавель, чистота, щепка, чистый, чтение. (Борщ, мяч, хрящ, меч, плач, сыч, хвощ, клещ.) (Верёвочка, трещина, свечка, морщины, качели, вещевой, тащить, тачанка, защитник, качка, пещера, начало …)
д) Допишите «ща» или «ча»: ро . , све . , пи . , встре . , ча . , зада . , ку . , пло . дь.
е) Допишите «щу» или «чу»: та . , то . , кри . , пи . , уго . , встре . , наве . , закри . , поло . .
ж) Вставь пропущенные буквы «ч» или «щ»: пи . а, све . а, мо . ный,
зада . а, по . ада, . ит, . естный, . ёткий, . ука, . енок, . а . а, то .. иль . ик, я . и . ек, . ёто .. ка.
з) Ответьте на вопросы одним словом, ответы запишите.
Где жили первобытные люди?
Какой механизм показывает время?
Чем чистят одежду?
Огурцы, морковка, лук, свёкла? И т. д.
и) Словарный диктант.
Щель, чисто, щит, плащ, щепки, печка, мяч, речка, щётка, чай, мочалка, пища, щенок, дача, чаща, встреча, круча, чище, дощечка, товарищ, чугун, щебечут, кричащий, мальчики, щеночек, точильщик, щепочка, щепотка, чешуйка, речной, летающий, щучка, ящичек, удочка, хищник, болельщик, чемоданчик, строчка, лещи, платочки.
к) Списать предложения, вставить недостающие слова с “ч” или “щ”.
Письма и открытки опускают в почтовый . Для дождливой и ненастной погоды нужен . Когда рубят дрова, летят .
У собаки родился пятнистый .
л) Зрительный диктант.
Учись защищать Родину. В беде выручай товарища. Жизнь правде посвящай.
м) Слуховой диктант.
Весной
Весной природа оживает. Дети развешивают скворечники. На деревьях появляются почки. В лесной лощине расцвёл подснежник. После зимней спячки просыпаются насекомые и лягушки. Прилетают с юга первые птицы и начинают вить гнёзда. Появляются первые листочки щавеля.