Готовность ребёнка к школе определяется не только уровнем его учебной подготовки, то есть умением читать, считать и писать некоторые буквы, но и способностью правильно выстраивать логические и причинно-следственные связи. Существует несколько методик, которые позволяют выявить недостатки в развитии этого умения, и одним из таких приёмов является тест «Нелепицы».
Автор методики «Нелепицы» и её цели
«Нелепицы» – это тест, направленный на определение образных представлений ребёнка об окружающем мире и диагностику уровня развития мышления. Автор приёма — Роберт Семёнович Немов — знаменитый советский и российский психолог, член Академии педагогических и социальных наук России. Он предложил оценивать способность малыша выстраивать логические связи между явлениями и предметами с помощью анализа картинок с изображёнными на них животными, людьми, предметами и явлениями, нарисованными в нелепых обстоятельствах. Задача ребёнка — определить логические нарушения и дать правильный комментарий.
Выдающийся английский писатель Джонатан Свифт в своём знаменитом произведении «Путешествие Гулливера» писал: «На свете нет такой нелепости, которая не имела бы своих защитников среди философов».
В качестве целей Немов выдвинул следующие:
- определение начальных образных представлений испытуемого;
- мониторинг способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями в мире;
- оценка умения грамматически правильно формулировать мысли.
Методика предполагает проведение двух тестов: в начале и в конце года. Так экспериментатору удастся проследить динамику развития качеств образно-логического мышления ребёнка.
Порядок проведения диагностики мышления дошкольников и младших школьников
Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, начиная с возраста 4 лет. Приём «Нелепицы» подразумевает индивидуальную работу с ребёнком, разделённую на два этапа, перед началом каждого испытуемому озвучивается инструкция, соответствующая той или иной части тестирования.
Инструкция первого уровня:
- Педагог (психолог) предлагает малышу посмотреть на картинку в течение 3 минут.
- Далее испытуемый должен рассказать, что (по его мнению) на изображении находится не на своём месте.
Инструкция второго уровня:
- Взрослый просит ребёнка аргументировать, почему объект нарисован неправильно.
- Тестируемому необходимо объяснить, как должно быть на самом деле.
Если малыш испытывает затруднения, то экспериментатор должен оказать ему поддержку необходимого характера:
- Стимулирующую. Взрослый может подбодрить ребёнка, помочь сформулировать начало ответа и преодолеть неуверенность. С этой целью педагогу (или психологу) нужно задавать вопросы, побуждающие к ответу: «Тебе понравилась картинка?», «Чем именно?», «Молодец, у тебя всё получается» и так далее.
- Направляющую. Если побуждающих реплик недостаточно, то взрослому необходимо перейти к прямым вопросам, например: «Что смешного в этой картинке?».
- Обучающую. Для её реализации нужно выбрать какой-то фрагмент изображения и вместе с малышом выявить его нелепость: «Что здесь нарисовано? А разве такое возможно в жизни? Ещё что-то необычное видишь?».
Файл: Стимульный материал к тесту
Картинки для тестирования «Нелепицы»
Оценка и интерпретация результатов
В процессе оценки выполнения теста следует учитывать врабатываемость ребёнка, сосредоточенность и самостоятельность выполнения заданий, а также понимание и оценку ситуации, изображённой на картинке, и последовательность описания объектов.
За работу малышу выставляются баллы:
- 10 — испытуемый отметил не менее 7 нелепиц, успел прокомментировать каждую и рассказал, как должно быть на самом деле;
- 8–9 — тестируемым были замечены ошибки, но 1–3 не были объяснены до конца, а предположения о том, как следовало бы нарисовать правильно, отсутствовали;
- 6–7 — ребёнок отметил нелепицы, но 3–4 из них не успел объяснить до конца или успел, но не сумел предложить верный вариант сюжета;
- 4–5 — испытуемым определены логические нарушения, 5–7 из них прокомментированы, но исправлены не были;
- 2–3 — ребёнок не успел заметить больше 4 ошибок и не объяснил ни одну из них.
- 0–1 — тестируемым обнаружено меньше 4 нелепиц.
Важно учитывать, что 4 и выше очка малыш получает только в том случае, если ему удалось назвать не менее 7 нарушений, но либо не хватило времени, либо не получилось их объяснить.
На основе обработки результатов теста взрослый делает вывод об уровне развития исследуемых качеств у ребёнка:
- 10 баллов — очень высокий;
- 8–9 — высокий;
- 4–7 — средний;
- 2–3 — низкий;
- 0–1 — очень низкий.
При средних и низких показателях коррекционную работу необходимо направить на улучшение внимания. Для этого можно использовать таблицы Шульте, подробнее о которых можно почитать в статье «Диагностика внимания школьников с помощью таблиц Шульте» или стимульный материал к тесту Тулуз-Пьерона (о работе с ним можно узнать из текста «Исследуем произвольное внимание младших школьников с помощью теста Тулуз-Пьерона»). При очень низких показателях подбор методики исправления должен проводиться детским психологом с учётом уровня развития других качеств испытуемого.
Методика «Нелепицы» помогает легко и быстро диагностировать нарушения образно-логического мышления ребёнка. Данные, полученные в результате тестирования, позволяют выстроить адекватную коррекционную работу, способствующую правильному развитию всех сфер личности.